Наши услуги

Новое на форуме г.Ровно

Читать подробнее »

Реклама на сайте




Поддержать сайт


Наша аудитория


Pagerank

Реклама на сайте

по вопросам размещения рекламы, обращайтесь в Контакты
 

Реклама на сайте

Разместить свое объявление здесь

Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1

ТЕМА: Самые дотационные регионы Украины

Самые дотационные регионы Украины 17 Дек. 2012 13:16 #1

Принцип бюджетной системы о справедливости и беспристрастности
в распределении расходов бюджета Украины не соблюдены при формировании
субсидий, текущих и капитальных трансфертов предприятиям, учреждениям,
организациям.

К такому выводу пришли эксперты Лаборатории
законодательных инициатив, которые проанализировали данные, полученные в ответ
на запрос о получении публичной информации от Государственной казначейской
службы Украины.

Как подчеркнули Корреспондент.biz в организации,
доля Донецкой области в ВВП Украины в 2010 году составила 12%, а общая сумма
полученных этим регионом субсидий, текущих и капитальных трансфертов составила
в 2010 году - 21%, а в 2011 году - 27% от общегосударственной суммы.

Аналогичная ситуация и в Луганской области - при
доле в ВВП Украины в размере 4%, расходы по области составили 8% (2010) и 11%
(2011). При этом, например, в Днепропетровской области ситуация
противоположная: при доле региона в общегосударственном ВВП в 11%, область
получила только 2% указанных субсидий и трансфертов в 2010 году, и 3,8% - в
2011 году.

Эксперты констатируют, что такие же диспропорции
имеют место в большинстве областей Украины, за исключением Киева, где эти
показатели примерно одинаковы: доля в ВВП - 18%, доля расходов - 16% и 18,3% в
2010 и 2011 годах соответственно.

Кроме того, в Лаборатории законодательных инициатив отметили и тот факт, что
всего в прошлом году три региона - Киев, Донецкая и Луганская области -
получили 56% от всего объема 31,2 млрд грн субсидий и трансфертов.
  • Анонимный
  • Анонимный аватар

Самые дотационные регионы Украины 04 Янв. 2013 21:56 #2

Ещё со времени провозглашения независимости отдельные политические силы активно начали формировать миф о том, что Украина состоит из двух неравноправных частей. Одни регионы активно работают и зарабатывают деньги для государственного бюджета, а остальные живут за их счёт.

Эта концепция получила своё развитие в годы электорального разделения и противостояния «голубых» и «оранжевых» и по сей день продолжает определять мировоззрение значительного количества граждан.

Особенно любят пощеголять своим высокомерием представители Донбасса. Донецкая команда, основу которой составляют бизнес-олигархические круги, которые аккумулировали свои богатства, эксплуатируя промышленных рабочих Востока, не забывают периодически напоминать, кто кого удерживает. Так, недавно известный своей любовью ко всему русскому регионал Вадим Колесниченко порекомендовал всем жителям Западной Украине с уважением относиться к Востоку, потому что тот их финансирует и удерживает.

Годы советской, а затем региональной пропаганды сформировали у многих жителей Востока и Юга заблуждение о своей выдающейся миссии, которая заключается в прокорме «бедной Западной Украины». Между тем анализ некоторых экономических индикаторов, не говоря уже о разнице во внешнем виде населённых пунктов разных регионов страны, заставляет усомниться в правдивости таких утверждений.

Правда, апологеты состоятельных юго-восточных областей могут отталкиваться в своих суждениях, взяв за основу цифры валового регионального продукта. Действительно, по этому индикатору наблюдается лидерство нескольких областей с вотчины Партии регионов. Однако, пальма первенства принадлежит столице.

В 2008 г. валовой региональный продукт Киева составил 169 600 000 000 гривен. Тогда как в Донецкой области эта цифра составляла 117,6 млрд. грн., а в Днепропетровской - 104,7 млрд. гривен. Слабее выглядят позиции Харьковской области - 59,4 млрд. гривен, Одесской - 47 млрд. гривен, Луганской - 43 млрд. гривен, Запорожской - 42,4 млрд. гривен. Львовская область идёт за ними с цифрой 35,5 млрд. гривен.

Если же анализировать ситуацию по уровню ВРП на душу населения, то лидерство так же принадлежит Киеву: 61592 гривен в 2008 году. Для сравнения, следующая в списке Днепропетровская область имеет показатель вдвое меньше (30 918 гривен). ВРП на душу населения для большинства западных и центральных областей ниже среднего по Украине, а это - 20495 грн. Правда, в этой категории оказались АР Крым, Севастополь, Херсонская, Луганская, Николаевская и даже Одесская области.

Иной выглядит картина при анализе поступлений в общий фонд госбюджета в расчёте на одного жителя. На первом месте здесь вовсе не те регионы, которые любят акцентировать внимание на своей выдающейся роли доноров украинской экономики.

В 2009 г. самый высокий показатель сбора платежей в госбюджет с одного человека зафиксированы в Полтавской области - 3597 грн., второе место заняла Харьковская область - 3215 грн., а третье - Черниговская (2379 грн.). Безусловным лидером среди административных единиц является Киев - 13 383 грн.

В Донецкой области этот показатель достиг 1572 грн., а в Луганской - скромные 858 грн. Для сравнения, Львовская область с каждого жителя в общеукраинский бюджет-2009 отправила 1202 грн.

По логике вещей, регионы, которые удерживают страну, не должны получать дотации из государственного бюджета. В действительности, например, Донбасс ежегодно поглощает миллиарды гривен. То есть переданные средства в бюджет страны возвращают ему же в виде дотаций и субвенций. И виной всему угольная промышленность края, которая является убыточной и требует поддержки государства.

Если анализировать поверхностно, то положение дел для основных «кормильцев» страны выглядит не слишком плохо. В бюджете-2010 запланирована дотация местным бюджетам Донецкой области в размере 1837 млн грн., Луганской - 1912 млн грн. Это серьёзные, но не полные суммы, поскольку они не учитывают дополнительного финансирования угольной отрасли. Дотации же для других областей на 2010 год преимущественно находятся в этих пределах.

Однако, по уровню межбюджетных трансфертов (а это средства, которые безвозмездно и бесповоротно передаются из одного бюджета в другой) для населённых пунктов рекордсменом в Украине стал город Макеевка. Туда из государственной казны планируется направить 222 400 000 грн. Для сравнения, во Львов должно поступить 9,5, в Ивано-Франковск - 46,6 в Луцк - 79,8, в Тернополь - 100,4 млн грн.

Общий фон в борьбе за право называться финансовыми благодетелями Украины Донбассу портит его основная гордость - угольная отрасль. Дотации на неё вполне нивелируют налоговый вклад областей в общий фонд госбюджета.

Убыточность угольных предприятий возросла с 1,5 млрд. грн. в 2004 году до 6,9 млрд. грн. в 2009. Себестоимость тонны угля почти вдвое превышает её цену на рынке. Закрытие же неприбыльных шахт угрожает существованию большого количества населённых пунктов с моноотраслевой промышленностью.

Для того, чтобы удержать угольную отрасль на плаву, правительство ежегодно вынуждено прибегать к её финансовой поддержке. Размер такой дотации из бюджета в прошлом году достиг 10,8 млрд. грн., что превышает 3% государственного бюджета Украины. Поскольку почти все действующие шахты сосредоточены в Донбассе, это автоматически превращает регион из финансового донора в акцептора. Мало того, разработана программа развития угольной промышленности, которая предусматривает до 2015 г. вложения в отрасль в размере ещё почти 50 млрд. грн.

Если в январе-августе этого года в местные бюджеты Львовской области поступило 2,06 млрд. грн. дотаций выравнивания из государственного бюджета, то за девять месяцев текущего года в местные бюджеты Донецкой области из госбюджета уже поступило 4030 млн грн.

Высокий уровень валового регионального продукта и налоговых поступлений в госбюджет для нескольких областей Юга и Востока объясняется очень просто: наличием крупных металлургических предприятий и функционированием угольной промышленности. Однако, обеспечивают ли они лучшую жизнь жителям этих регионов, позволяя также содержать и кормить всю страну?

На тех же гигантах металлургии Украины работает около 500 тыс. рабочих. Средняя производительность их труда составляет 250 тонн в год. Тогда как в Европе на небольших экологически чистых предприятиях в сфере металлургии один работающий производит 3500 - 4000 тонн. Возникает проблема: или оставлять текущее состояние дел, или радикально модернизировать морально устаревшую отрасль. Но это грозит увольнением сотен тысяч работников и социальными катаклизмами. В результате металлургическая промышленность находится в ловушке сырьевой отсталости, лишних мощностей и алчности своих владельцев.

Статистика свидетельствует, что размер инвестиций в Донецкую область составил 1,58 млрд. грн., тогда как Донецкая область инвестировала за рубеж 5,9 млрд. грн. Интересно, что инвесторы из Донбасса особый интерес проявили к Кипру. Этот оффшор занимает безусловное лидерство по сумме вывезенных из шахтёрского края средств.

Пока олигархи собирают сверхприбыли, которые успешно вывозят за границу, местное население страдает от ужасной экологии и других социальных проблем. Так, средняя продолжительность жизни в Донецкой области на 5 лет меньше, чем в Западной Украине. Кроме того, юго-восточные регионы лидируют в печальной статистике по количеству наркозависимых и ВИЧ-инфицированных. Возникает вопрос: если жизненный уровень населения там значительно выше, и эти области не поражены «болезнью национализма», тогда почему же там такой высокий уровень проблем социального характера?

Однако, основной удар по самолюбию теоретиков о «кормлении» Украины наносит ситуация с продовольствием. Оказывается, что большинство регионов Юга и Востока катастрофически отстаёт от Западной Украины по производству основных видов продуктов питания. Получается, что богатые регионы не способны прокормить себя, обеспечив собственными производственными мощностями даже прожиточный минимум. Таким образом, без потребления продуктов из других областей государства они просто обречены на голодное существование.

Согласно утверждённой Кабмином нормы набора продуктов питания на одного трудоспособного человека, в год надо потреблять 123,4 кг зерновых и зернобобовых культур, 95 кг картофеля, 110 кг овощей, 53 кг мясопродуктов, 148,5 кг молочных продуктов и 220 яиц.

Единственное, чем могут похвастаться юго-восточные области - это производством яиц. Родина Януковича за прошлый год достигла по этому показателю 1600000000 штук, или 358 яиц на одного жителя. В Луганской области цифры немного скромнее - 707 млн и 306 штук соответственно. Однако, по другим индикаторам Запад уверенно опережает Восток.

Например, в 2009 г. Львовская область произвела 157,2 тыс. тонн мяса (61,7 кг на человека), 682,9 тыс. тонн молока (267,8 кг), 822, 6 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур (322,5 кг), 1504 тыс. тонн картофеля (589,8 кг), 412 тыс. тонн овощей (161,5 кг).

Как видим, по всем показателям область уверенно опережает нормы прожиточного минимума. Индикаторы для Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской и Ровенской областей тоже существенно выше утвержденных стандартов и опережают статистику Востока и частично Юга. А это позволяет говорить об экспорте избыточной продукции в регионы, где её не хватает. Кормить же приходится Донецкую, Луганскую области, а иногда и других представителей юго-востока.

Производство сельскохозяйственной продукции в указанных регионах не позволяет им полностью удовлетворить свои потребности. Так, в Донецкой области на одного жителя производится лишь 21,7 кг мяса, 80,8 кг молока, 96,6 кг овощей. Похожее положение дел в Луганской области, где мяса приходится лишь 24,9 кг на человека, что в 2,5 раза меньше, чем во Львовской области. Также Луганская область уступает Львовщине по другим данным: производством молока в 2 раза, картофеля - в 3,5 раза, овощей - в 1,5 раза. Не лучше положение дел для регионов-кормильцев »выглядит и сравнительно с Волынской или Тернопольской областями.

Таким образом, теория об отдельных трудолюбивых и богатых регионов Украины, только то и делают, что отдают заработанное другой части государства, не выдерживает критики и является ничем иным, как созданным и раскрученным мифом определённых политических сил
  • Прохожий
  • Прохожий аватар

Самые дотационные регионы Украины 23 Фев. 2014 21:36 #3

Какие регионы "кормят" Украину
21 января 2014, 11:56

Только шесть областей Украины могли бы прожить на самообеспечении. Остальные получают из госбюджета больше, чем отдают

Когда во время демонтажа баррикад на столичной улице Лютеранской корреспондент "Инвестгазеты" пытался поговорить с сотрудниками "Беркута", те в ответ заявляли: "Мы не хотим вас слушать, вы нам зарплаты все равно не платите — вы все из дотационных западных регионов".

Это утверждение — не собственное изобретение милицейских политруков. Тезис о том, что восточные регионы Украины кормят западные, неоднократно повторяли многие представители власти, начиная от мэра Донецка Александра Лукьянченко и заканчивая экс-министром социальной политики Михаилом Папиевым.

Как показывают подсчеты "Инвестгазеты", это утверждение безнадежно устарело.

За первые полгода 2013-го Донецкая область получила из госбюджета на 9,2 млрд грн ассигнований, дотаций и субвенций больше, чем в него заплатила. Итог — 25-е место общего рейтинга из двадцати шести. Больше платежей из бюджета пришлось только на долю Киева — более 11 млрд (26-е место). А вот Львовская область оказалась на шестой позиции: по итогам полугодия она перечислила в госбюджет на 356 млн грн больше, чем из него получила. Впрочем, это далеко не рекорд. Лучшее бюджетное сальдо среди всех регионов продемонстрировала Харьковская область — за шесть месяцев отсюда в бюджет поступило почти 7 млрд грн "чистыми".

Впрочем, абсолютные цифры не совсем показательны — как минимум, они не учитывают размеров регионов. Тут более уместно сравнивать бюджетное сальдо в расчете на душу населения. Это меняет картину, но отнюдь не кардинально.

К примеру, на одного донетчанина за шесть месяцев прошлого года пришлось 2126 грн, перечисленных области из госбюджета, что соответствует 20-му месту. Львовяне — с показателем 140 грн перечислений в центральный бюджет — остались на шестом. Киевляне также сохранили за собой 26-е место — объем субсидий и дотаций из госбюджета в расчете на одного жителя столицы составил 4072 грн. Это самый худший показатель из всех регионов. Зато на первом месте неожиданно оказалась Полтавская область. Регион перечислил в бюджет по 3757 грн в расчете на душу населения.

Равнение на население

Самое парадоксальное, что размер чистых поступлений от областей в госбюджет практически не зависит от величины регионального валового продукта. В большинстве случаев эти доходы коррелируют только с одним показателем — численностью населения региона. Другими словами, основные источники поступлений — это налог на доходы физических лиц и налоги на потребление, тот же НДС. Доходы промышленных и других предприятий часто "уходят" по месту регистрации головного офиса — в столицу либо в офшоры.

В нашей оценке мы не учитывали, сколько приносят в госбюджет таможни того или иного региона. С одной стороны, за счет поступлений с таможни в значительной мере дотируются 20 "убыточных" регионов. С другой — импортные товары, которые пересекают границу в Одесском порту или в Чопе, более-менее равномерно распределяются по всей территории Украины (потребление импорта разве что несколько выше в приграничных областях из-за короткого транспортного плеча). Но в целом налоги на импорт по сути оплачивают конечные потребители — равномерно по всей стране. Правда, из этой картины, по крайней мере по крупным покупкам вроде автомобилей, выбиваются Киев и другие крупные города (в частности, это касается импорта авто). Но на общую картину распределения средств это влияет несущественно.

А вот экспортные пошлины, по словам президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового, на госбюджет вообще почти не влияют: они распространяются только на изделия из кожи, металлолом и несколько других мелких товарных групп. Но в скором будущем Украина обязалась отменить и эти платежи.

Кормильцы

За вычетом импорта, Украину по сути "кормят" три области: Харьковская, добывающая нефть и газ, Днепропетровская, где добывается железная руда, и особенно Полтавская, в которой развита добыча и того, и другого, и третьего. Они обеспечивают бюджет значительными суммами рентных платежей и платы за пользование недрами.

Кстати, Владимир Лановой отмечает, что Полтавская область к тому же является лидером по генерированию добавленной стоимости. Расположенные на ее территории предприятия нефтепереработки, автомобилестроения и прочие были построены относительно недавно — практически все они сохранили работоспособное производство с советских времен.

Кроме этих трех областей, "в плюс" в первом полугодии работали лишь Сумская, Черкасская и Львовская, а у Ровненской доходы и расходы практически равны. Но здесь, как видно из расчетов, хорошие результаты объясняются не столько высоким уровнем генерируемых доходов госбюджета, сколько сравнительно низким объемом помощи из центра в расчете на душу населения.

Убыточные

В отличие от нефти, газа или руды, добыча угля в Донбассе прибыли бюджету не приносит — рентные платежи не взимаются ввиду убыточности отрасли. Наоборот, государство ежегодно тратит по 12-14 млрд грн на поддержку угольщиков, преимущественно компенсируя разницу между ценой реализации угля и его себестоимостью. Интересно, что такая же сумма выйдет, если сложить отрицательное сальдо расчетов с госбюджетом девяти западных и северных областей.

Угольные дотации составляют приблизительно 30% всех поступлений из госбюджета в Донецкую и Луганскую области. Но даже если их не учитывать, эти регионы остаются глубоко дотационными. Во-первых, в последнее время сюда направляются огромные инвестиции по различным "проектам государственного значения" вроде строительства дорог. Во-вторых, налоговые ведомства особенно благоволят к Донбассу. За исследуемое полугодие в госбюджет из Донецкой области поступило 6,7 млрд грн налога на добавленную стоимость, а возмещено было 8,7 млрд грн. Это абсолютный рекорд для всех регионов.

В то же время в расчете на душу населения дотационность Донбасса меньше, чем у некоторых западных областей — таких, например, как Закарпатская, Тернопольская, Волынская и Ивано-Франковская. Впрочем, лишь в последнем регионе отрицательное сальдо обусловлено значительными дотациями, покрывающими убыточность местных бюджетов. Остальные три оказались в конце списка из-за большого числа бюджетных организаций — основной объем платежей из госбюджета здесь составляют ассигнования по защищенным статьям — например, зарплатам.

Очень специфические показатели у Киева. С одной стороны, город генерирует около 40% доходов госбюджета (без учета таможенных), поскольку именно здесь зарегистрированы и платят налоги многие украинские предприятия. С другой, субвенции и дотации на выполнение функций столицы, целевые платежи на строительство метро, мостов и дорог, а также ассигнования многочисленным бюджетным организациям с лихвой перекрывают поступления и превращают Киев в самый дотационный регион из рассматриваемых двадцати шести.

Чтобы зарабатывали сами

Дотирование одних регионов за счет других — обычная для мировой практики ситуация. "Украина — унитарное государство, а значит, для него абсолютно нормально постоянное распределение ресурсов между регионами", — объясняет Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.

Правда, тут есть одно "но". Дело в том, что практически во всем мире бюджетные дотации направлены на то, чтобы подтянуть экономику депрессивных регионов и в будущем уменьшить их потребность в дотациях. Например, в Мексике деньги традиционно зарабатывали промышленные и нефтедобывающие регионы, сосредоточенные на восточном побережье и возле Мехико. Но в последние два десятилетия большая часть денежной помощи из центра системно вкладывалась в развитие сельского хозяйства и туризма — это очень помогло стране, когда государственный нефтедобывающий сектор несколько лет назад оказался на грани кризиса.

В Украине все происходит с точностью до наоборот. За редким исключением объем дотаций определяется не структурными проектами, а сиюминутной политической конъюнктурой. Простой пример: по словам Олега Устенко, когда его фонд проводил аналогичное исследование в 2010 году, результаты были совершенно иными: дотации из госбюджета в расчете на душу населения были минимальными в восточных областях. И максимальными — в западных, за исключением разве что Львовской.

Полностью избавиться от дотационности нереально. Уменьшить дотации и дать стимул к развитию экономики могла бы децентрализация бюджета. По крайней мере, областям не нужно было бы вначале отправлять большую часть своих доходов в центр, чтобы потом ожидать их возвращения. "Проводить эту реформу нужно. Но только постепенно, создавая стимулы для того, чтобы области учились зарабатывать больше, ведь заработанные деньги останутся в их распоряжении", — объясняет Владимир Лановой. По его словам, в мировой практике регионам оставляют обычно именно те налоги, которые взимаются на местах. В то же время платежи, осуществляемые в бюджет при импорте, например, импортные пошлины или акцизы, идут в центральную казну.

За последние 20 лет подобные проекты десятки раз обсуждались в ВР. Однако ни один из них не дошел даже до второго чтения. Что неудивительно. Ведь когда средства движутся сначала из региона, а потом в регион, на таком "движении" всегда можно неплохо заработать. Кроме того, такое "движение" — неплохой инструмент дополнительного контроля регионов центром. Во всяком случае, во время последних протестов премьер-министр Николай Азаров позволил себе прямо пригрозить блокированием выплат Госказначейства западным областям, если те будут продолжать митинги протеста.
  • herch
  • herch аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 199
  • Спасибо получено: 4
  • Репутация: 8
  • Страница:
  • 1
Время создания страницы: 0.685 секунд
Авторские права © 2014 ITL@b - Лаборатория Информационных Технологий. Все права защищены.

Поделиться с друзьями

Наши страницы в соцсетях: FaceBook Google+